Контакты

По предварительной договоренности

адрес производства: Люберцы, Московская область, Россия, 140002 улица 65 лет победы 1

elegantevitrage@gmail.com

Тел.: +7 (495)786-00-29

Заказать витраж

© 2011-2019  Элегант Витраж

  • LinkedIn Социальные Иконка
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page

 

Советское цветное стекло

Художники по стеклу советской школы

 

 

Ваза "Фантазия" 1976

О.И. Козлова

Стекло московской школы. РСФСР

 

Московская школа стеклоделия впитала традиции старых русских заводов. В современном виде она сложилась благодаря работе художников Московского комбината прикладного искусства Художественного фонда СССР, связанных с широкой сетью предприятий, расположенных недалеко от столицы.

Глубина и сила цвета при полноте пластики форм лежат в основе ее творческих принципов.

Пластический образ и цвет в произведениях московских художников нераздельны. Цвет – всегда яркий и сложный; случается, пестроцветный – часто с «аккордами» контрастных цветов.

 

Характерные черты московского стекла складывались и в стенах Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановского), где преподают опытные и одаренные художники-стекольщики: Г.А.Антонова, М.Л.Нестеренко, Ю.П.Сергеев, М.Я.Якушева. Заметное влияние оказала краткая, но яркая деятельность в роли преподавателей С.М.Бескинской и Б.А.Смирнова.

Исторически связаны с московской традицией стекольные заводы Владимирского куста и среди них крупнейший – Гусевский хрустальный завод. В его палитре господствует окрашенный хрусталь (свинцовые составы проясняют и подчеркивают цвет благодаря лучистой «подвижности» матери­ала).

Художники Гусь-Хрустального ценят интенсивные тона. Их произведения эпичны по настроению, вызваны к жизни образами природы и богатым прошлым отечественной культуры – памятниками архитектуры, устного и изобразительного фольклора владимирской земли; нередко посвящены боль­шим гражданским темам. Выраженное цветом содержание вещи «разъясняет­ся» граненым либо гравированным узором, нередко и декоративной над­писью.

Владимирский край – исконная колыбель русского стекла. Творче­ские позиции гусевских художников –  в пределах производственных возмож­ностей – близки коллективам художественных лабораторий соседних заво­дов: им. Свердлова, Иванищевского и других, где цветное стекло использует­ся в меньшей мере, главным образом в гамме слабоокрашенных тонов.

Еще больше тяготеет к московской художественной культуре самый крупный среди бывших тверских – завод «Красный Май» в Калининской области. Цветное стекло давно его «главная тема», определяющая место завода в русском стеклоделии. В распоряжении художников драгоценное богатство цветных и сульфидного стекол, от едва мерцающих опалов до непрозрачных, чернобархатных сульфидных фактур. Особенно часто худож­ники прибегают к ярко окрашенному сульфидному стеклу или его сочетаниям с иными цветными составами. Стихия гутного стекла придает формам импровизационный оттенок, усиливает подвижность и сложносоставность цвета.

Пристрастие к работе в цветном стиле объединяет на этом заводе такие интересные и разные художественные индивидуальности, как А.М.Силко и С.М.Бескинская, А.И.Новиков и В.Г.Хролов, С.А.Коноплев и Л.А.Кучинская. «Красномайский» стиль ощущается и в творчестве В.Я.Шев­ченко, известного прежде деятельностью на Дятьковском хрустальном заводе.

С годами усиливается влияние художников завода «Красный Май» на круг работ художников Калининского стекольного завода.

В русле московского направления в русском стеклоделии работает и коллектив художественной лаборатории Дятьковского хрустального завода. Правда, в последние годы варка сульфидного стекла на заводе прекращена, на время исчезли из производства и накладные стекла. Актуальной заботой художников стало декорирование бесцветного хрусталя. Между тем последовательным интерпретатором декоративных свойств цветного стекла остается В.И.Котов; оживленным интересом к цвету отмечено творчество молодых художников – М.М.Кизлова, В.И.Погребного; принципы московского стекла ясно выражены в произведениях Г.А.Антоновой, творчество которой оказало значительное влияние на формирование «школы» в целом.

Свой почерк появляется и у художников Первомайского завода, для которого цвет стал своеобразным «фирменным» признаком, тогда как еще недавно на этом заводе вовсе не было традиций работы с цветным стеклом. Сегодня ярко окрашенное, красное и синее стекло вырабатывают мощные промышленные установки. Среди способов декора серийных и массовых изделий – легкая шлифовка по накладу, «букеты» цветных включений на хрустале. С молодым коллективом сотрудничают опытнейшие художники- стекольщики Московского комбината прикладного и декоративного искус­ства С.Г.Рязанова, В.А.Филимонова, Н.Ю.Ганф и Е.С.Жигалкина, знающие нужды производства, с которым они связаны давними и прочными узами.

На разных заводах осуществляют свои замыслы московские худож­ники А.Я.Степанова, С.Г.Рязанова, Н.П.Матушевская, О.М.Кобылинская. Их произведения невозможно представить себе вне цветной массы стекла, как и произведения Л.Н. и Д.Н. Шушкановых, добившихся эксперименталь­ной работой с цветным стеклом необычайного расширения границ его художественной выразительности. Обычный цвет стекла, доступный произ­водству, приобретает у этих художников совершенно особую структуру. «Шушкановское» стекло слоисто, неоднородно, порой непрозрачно – и вме­сте с тем сохраняет пространственную глубинность. Художники добиваются стеклянных структур с массой воздушных пор и кристаллов, свободы сочетаний легких прозрачных и пастозных нацветов и наслоений, композици­онно вольных или ритмичных. Реальные природные мотивы нередко тракту­ются в условно укрупненном масштабе. Такое стекло – превосходный материал для плафонов и светильников, где свет помогает выявить структур­ное богатство и эмоциональные ресурсы цветного стекла.