2957bd42950906cb Советское декоративное стекло

 Контакты

По предварительной договоренности

адрес производства: Люберцы, Московская область, Россия, 140002 улица 65 лет победы 1

elegantevitrage@gmail.com

Тел.: +7 (495)786-00-29

Заказать витраж

© 2011-2020 ЭмГласс

  • LinkedIn Социальные Иконка
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
  • Марина Гласско

Советское декоративное стекло


Для русского стеклоделия пристрастие к цвету – одна из отличительных традиций. В музейных собраниях СССР хранятся огромные коллекции цветного стекла, и в частности, изделия б. Императорского и других старинных заводов: Бахметьевых, Мальцевых, Болотиных.

История отечественного стеклоделия знает три эпохи, различные по художественным идеалам, степени профессиональных знаний стеклоделов и уровню возможностей технологии соответствующему тому времени, но сопоставимые в одном – в интересе к цветному стеклу. Это вторая половина XVIII, когда трудами М.В. Ломоносова была разработана и привилась на ряде заводов обширная рецептура цветных стекол; вторая треть XIX века – с любовью к густым и плотным нацветам: молочному, рубиновому, синему, по которым прошлифовывали орнамент. И наконец, рубеж XIX-XX веков, отразивший поиски стиля модерн, с палитрой приглушенных, но исключительно богато окрашенных стекол. В стеклоделии появляются новые картинные мотивы как следствие влияния изобразительного искусства. Однако особую, стихийно-народную силу сохраняет «гнутое стекло» мастеров-стеклодувов.


В первые десятилетие Советской власти над новыми изделиями и стекла работали многие одаренные и опытные мастера; одним из них был потомственный стеклодув М.С. Вертузаев, автор множества новых по цвету изделий. Художников на заводах было не много, по существу, единственным художником-специалистом, трудившимся тогда в отрасли, была Адель Яковлевна Якобсон, окончившая Строгановское училище на базе уже существовавшей в то время кафедры керамики, а ныне специализация: изготовление витражей . К концу 1930-х годов в цветном стекле начали работать скульптор В.И.Мухина и группа московских художников, в их числе Е.В. Ковальский , А.А. Липская и Н.Н. Ростовцева, О.Л. Розенблатт.

Декоративные свойства цветного стекла привлекли и ленинградских художников Н.А. Тырсу, А.А. Успенского. Вместе с В.И. Мухиной они составили творческую группу созданного в 1940 году экспериментального цеха, впоследствии реорганизованного в "Ленинградский завод художественного стекла".

Краткая по времени, но очень плодотворная деятельность этих выдающихся мастеров советского искусства знаменовала начало нового этапа развития советского художественного стекла. Художники отвергли так называемые “высокие разделки” алмазной грани и коммерческого хрусталя, возродив гутную традицию декорирования. Образ вещей оживили светлые медовые, нефритовые, сиреневые, опаловые стекла, контрастно оттененные цветными пятнами, нитью, пластической деталью.

В начале 1950-х годов и московские художники-стекольщики, тесно связанные с производством, - А.А. Липская, Н.Н. Ростовцеа, Н.А. Тарковская, Г.Г. Егоров, Н.П. Матушевская опирались на лучшие, ставшие классикой, образцы стекольного наследия. Круг их произведений, в самой общей форме говоря, характеризовали крепость, «основательность» форм, эмоциональная выразительность цветового строя. Так складывались стилистические основы «московской школы», взявшей под свою эгиду группу коренных русских стекольных заводов.

Уже к концу 50-х – началу 60-х годов в стекольную промышленность пришли художники. На многих стекольных заводах был обновлен ассортимент и освоены новые виды цветного стекла, в том числе сульфидные и слабоокрашенные, «полутоновые». Художественная природа последних оказалась наиболее выигрышной в гладких, пластически ясных объемах с массивными «заливами» у дна, концентрирующими лучи света.


Преодоление тенденций к украшательству в значительной степени повлияло на облик промышленных изделий: реже стали использоваться густые наклады с узорчатой резьбой, распространился интерес к гладкоокрашенным и дымчатым стеклам, красота изделий из которых была лишь в сгущениях цвета у донышка сосудов.

К началу 60-х готов сульфидное стекло освоили восемь заводов и наиболее активно – «Красный Май».

Чуткость сульфидного стекла к изменениям технологии, его способность «расцветать», быть послушным» воле мастера привлекли С.М. Бескинскую. В полифоничности цвета ее произведений ощущается способность художницы переводить опоэтизированный реальный образ на художественный язык материала.


Колористическое богатство сульфидного стекла привлекло и художников Украины. Нечеткие и сложные цветовые сочетания, доступные в сульфидном стекле, прежде были не свойственны украинскому стеклу. Его всегда отличал сильный «открытый» колорит, а не смягченность и сближенность тонов. Сульфидное стекло открыло украинским художникам новую систему выразительности. Между тем украинские художники и это стекло сделали более полихромным. Так, А.Д. Зельдич «прочерчивала» свои изделия то густо-синими, то ярко-алыми лентами. Этот же усиленный цвет творчески восприняли и народные мастера, что способствовало возрождению на Украине популярного некогда жанра фигурных сосудов и гутной декоративной скульптуры.

Дальнейшие художественные эксперименты привели красноармейских художников к соединению сульфидного стекла с хрусталем. Сочетание этих двух разносоставных стекол открыло неожиданные возможности. Анализ законов «поведения» цвета в сульфидно-цинковом стекле позволил усилить ассоциативную образность художественных изделий, выразить природную основу образных мотивов.

Для советской художественной культуры начала 60-х годов были характерны внимания к производственной стороне стеклоделия, формирование нового стиля промышленного искусства, распространения идей дизайна. В стекле это был период утверждения эстетической ценности гладкого стекла в геометризованных объемах, лишь едва тронутых декором. Сложная орнаментальная алмазная грань искоренялась и становилась редким явлением. Такова ваза Е.А. Мери «Березка», где ритм врезов алмазного диска был изобразительно оправдан и вторил фактурному узору бересты.



Увлеченность народным творчеством, так или иначе сказавшаяся в 60-е годы во всех видах пространственных искусств, отразилась и в художественном стекле. Менялся образ изделий, стеклу возвращались привлекательные простодушные интонации старинной «гуты» - главным образом за счет объемных цветных деталей, повышавших эмоциональную выразительность вещей. В обиход легко вошел своеобразный тип предметов, близких народному искусству: гутная декоративная скульптура и фигурные сосуды. Художники создавали их с подобающей этому жанру свободой в выборе форм и колорита.



Просмотров: 5
ВЫПОЛНЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ ИЗ СТЕКЛА