2957bd42950906cb Витраж в православном храме
  • Марина Гласско

Витраж в православном храме



Особенного внимания заслуживает проблема бытования витражей в храмовой архитектуре. Тема "Витраж в православном храме" не только необычна, а в чем-то даже парадоксальна. Первоначальной реакцией большинства собеседников, с которыми авторы обсуждали этот вопрос, было вполне закономерное недоумение. И действительно, мы привыкли связывать исскусство витража исключительно с каталической традицией. Может быть мы и сможем вспомнить когда-либо виденные нами витражи в православных церквях и соборах, но они все же явно уникальны для традиционной русской архитектуры.

Появление за последние годы у художников-витражистов интереса к объектам русского церковного зодчества - явление, безусловно, интересное, хотя и неожиданное. Связано это, несомненно, с оживлением нашей церковной жизни, и сопутствует огромной работе по восстановлению и рестоврации разрушенных российских храмов и монастырей. В православных церквях Москвы и Петербурга стали появляться наборные витражи из цветного стекла. Быстрое год от года увеличение их числа позволяет говорить уже об определенной тенденции. Можно предположить дальнейшее растространение такого рода работ. Как цветное, так и бесцветное гравированное стекло старается найти свою "нишу" в оформлении наших храмов. И явление это безусловно, заслуживает внимания и всестороннего анализа.

В своем отношении к пространству русское зодчество противоположно западноевропейской архитектуре, в особенности готике, с которой тесно связано развитие витражного искусства. Основным является вопрос профессиональной честности и ответственности каждого художника, выполняющего для храма ту или иную работу. Вторжение в традиционно сформировавшийся интерьер русской церкви новой для него техники - витража - дает результаты как положительные, так, к сожалению, и сугубо отрицательные. За последнии пятнадцать лет появилось нимало интересных работ в православных храмах России, выполненных в стекле. Не имея возможности подробно описать все имеющиеся современные витражи, остановимся лишь на некоторых примерах.

Одним из первых, после долгого перерыва, опытов по введению витража в русский храм стал запрестольный образ в алтаре храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе. Витраж Воскресение Христово" был выполнен в 1984 году и представлял собой неканонический образ в академической манере, что роднит его с витражами середины XIX века. В 1994 году авторами Л. Аль - Нуман и Е. Бабкиной были сделаны витражи в Поминальной часовне Свято-Даниловского монастыря. Часовня была построена 1988 году в неорусском стиле, и окна ее специально были спроектированы и "прорублены" под будущие витражи. Сюжет - Распятие Христово с предстоящими - Божией Матерью и Иоанном Богословом.

Цветовая гамма приближена к цветам традиционной русской иконы. В своей работе авторы старались следовать принятому иконографическому канону, сводя к минимому возможные переклички с каталическим западноевропейским витражом. Этот момент специально был оговорен заказчиком.



Пример введения витражей в уже сложившийся интерьер - работа в церкви Знамения в Переяславской слободе. Храм построен в стиле московского барокко. В главном алтаре запрестольный образ - Спас в силах - выполнен в технике наборного витража с росписью. Иконография образа и гамма соответствуют канонам православной иконописи. В том же храме имеются и другие витражи. Необходимо заметить, что окна центрального барабана храма явно не проектировались под витражи и до недавнего времени выполняли свою прямую функцию - служили для освещения подкупольного пространства. Сейчас же центральная часть церкви пребывает в полумраке, что препятствует цельному восприятию архитектурного пространства.

Совершенно иной подход к работе на стекле мы можем видеть в храме Святителя Дмитрия Ростовского в Очакове. Авторы предложили заказчику витражи в технике пескоструйной гравировки на бесцветном стекле для окон и дверей храма. Церковь в стиле петровского барокко была построена в середине XVIII века. Орнаментальные композиции, первоначально по-барочному "закрученные", в последствии приобрели более спокойный характер, свойственный русскому орнаменту. Это больше соответствовало привычному представлению о русском стиле. Гравировка в окнах и дверях образовала торжественную и, вместе с тем, легкую и ажурную композицию. Она органично вписалась в интерьер храма, не разрушая традиционные представления о том, как должна выглядеть русская церковь.


Думается, что изготовление витражей с применением именно этой техники и формы витража имеет неплохую перспективу. Гораздо сложнее решается задача введение в оформлении храма цветного стекла. Исходя из своего личного опыта работы в этой области, можно сказать, что тут у художника, как и у врача, первым принципом должен быть принцип "Не навреди". Даже художник - профессионал в своем деле не всегда, а, окровенно говоря , весьма редко разбирается в церковном искусстве. Именно это будет "камнем преткновения" для авторов будущих витражных работ, а они, безусловно, будут появляться в наших храмах.

Витраж играет исключительную роль в создании особой атмосферы в помещении, где он расположен. И, зачастую, он становится самодовлеющим, властвующим над окружающим его пространством, принимаю на себя функцию центра зрительного притяжения. Соответствует ли это характеру оформления нашего русского храма, чей интерьер существенно отличен от интерьеров каталических соборов?

Витражи или цветные витражные клейма, не заполняющие окна целиком, весьма уместно смотрелись бы в иных церковных помещениях: например, в классах воскресных школ, административных зданиях. Представляется, что решать, стоит ли размещать цветной витраж в православном храме, надо в каждом конкретном случае очень осторожно. И, скорее всего, делать это надо только в исключитеьных случаях , то есть когда храм уже спроектирован с учетом присутствия в нем витражей. В иных моментах стоит, вероятно, или отказаться от этой идеи, или вводить цвет локально, в малом колличестве, никак не меняя в корне всего компазиционного строя оформления данной церкви ии собора.В любом случае, авторы не должны удовлетворять свои художественные амбиции, вводя в оформлении храма элементы, чуждые тысячелетней русской православной культуре. Витраж, как явление, уже есть, и он имеет право на существование, но его форма должна органически входить в интерьер православного храма, не разрушая его исторически сложившийся образ.

#витраживцеркви #витражтиффани #паянныйвитраж #витражиизстекла #витражвхраме

Просмотров: 0
ВЫПОЛНЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ ИЗ СТЕКЛА

 Контакты

По предварительной договоренности

адрес производства: Люберцы, Московская область, Россия, 140002 улица 65 лет победы 1

elegantevitrage@gmail.com

Тел.: +7 (495)786-00-29

© 2011-2020 ЭмГласс

  • LinkedIn Социальные Иконка
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page